НОВОСТИ И СТАТЬИ >
Дизайн


Традиционные лодки: гондолы

Традиционные лодки: гондолы

Перечисляя традиционные лодки разных народов мира, сложно не вспомнить изысканные гондолы, до сих пор рассекающие по узким каналам Венеции. Такие лодки никогда не бороздили морских просторов и не отправлялись в дальние страны, но их оригинальный дизайн известен во всём мире.

Как появилась гондола

Венецианская гондола уже давно является неизменным символом этого итальянского города на воде. Таких уникальных по своей конструкции и дизайну лодок нигде не повстречать. Точно так же, как неповторимые турецкие гулеты или арабские доу, итальянские гондолы прошли через века, сохранив не только свою оригинальную конструкцию, но и актуальность в современном мире.

Существует версия, что традиционная лодка жителей Венеции появилась ещё задолго до возникновения самого города на воде, ещё в IV веке, а её первыми творцами были древние римляне. От древнеримской цивилизации досталось и название, которое в переводе означает «лодочка».

Гондолы - традиционные лодки Венеции

У такой лодки оказалось масса достоинств, благодаря которым она легко «прижилась» на каналах Венеции. Лёгкая, удобная, вместительная, отличающаяся хорошей маневренностью на поворотах и приличной скоростью перемещения – римская «фундола» полюбилась жителями Венеции и стала неотъемлемой частью их жизни.

Впрочем, сами венецианцы любят рассказывать иную историю возникновения гондолы – более романтическую, в духе своего родного города. Согласно этой легенде, когда-то одна влюблённая пара никак не могла найти место, где можно было бы уединиться, и тогда месяц сжалился над ними, спустился на воду и стал позолоченной лодкой – гондолой, на которой и провели всю ночь влюблённые.

Особенности конструкции гондол

Многие ошибочно полагают, что все венецианские гондолы одинаковы, но в действительности есть лишь ряд нюансов, которые при строительстве таких традиционных лодок являются неизменными правилами и определяются властями города. В целом же, создатели гондол не ограничены в создании оригинального дизайна лодки по пожеланиям заказчика.

Особенности конструкции гондолы

Длина современных гондол – в пределах 11 м, и это притом, что ширина такой лодки венецианцев составляет всего 1,4 м. Создаётся такая традиционная венецианская лодка из 280 частей, которые вырезаются из восьми видов древесины. Стандартная гондола обладает вытянутой формой с высокой кормой, слегка приподнятым фигурным носом и плоским дном. Такая конструкция позволяет наиболее быстрое и удобное перемещение по узким каналам Венеции. Управляемая всего лишь веслом гондольера, гондола способна развивать скорость перемещения до 4 км/час, и это притом, что вес даже пустой такой лодки составляет как минимум 400 кг.

Дизайн венецианских гондол

Отличительной чертой конструкции гондолы является и ферро – изящный набалдашник на носу лодки, которые многие принимают за украшение. На самом деле у него несколько практичных функций. Ферро служит противовесом гондольеру и защищает от столкновений, а также с его помощью определяется возможность прохождения лодки под мостами.

Дизайн гондол как дань истории

Исторические источники утверждают, что первые гондолы окрашивались в различные цвета, и лишь со временем приобрели свой стандартный строгий тёмный окрас.

Привычный тёмный цвет гондол, за который их поэтично называют «чёрными лебедями» поясняется различными преданиями. Согласно одному из них, мэрия города издала официальный указ об использовании исключительно строгого тёмного цвета для окраски лодок, чтобы прекратить борьбу местной аристократии, желающей всяческими украшениями продемонстрировать своё превосходство.

Дизайн венецианских гондол

По иной версии, пёстрые расцветки исчезли в знак траура по погибшим в ту пору, когда в Европе властвовала чума, унесшая жизни и многих венецианцев. Ещё одно предание гласит, что к жене правителя Венеции тайком наведывался на чёрной гондоле любовник, и тогда, стремясь скрыть этакий позор, дож выдал закон, в котором все должны были перекрасить лодки в чёрный цвет.

Престижная профессия – гондольер

Гондольеры обычно работают исключительно на собственных лодках. Стоимость гондолы немаленькая и может составлять от 25 до 75 тысяч евро. Впрочем, профессия гондольера в Венеции переходит по наследству.

Гондольер - престижная профессия в Венеции

Только новичкам в любом случае (вне учёта семейных традиций) требуется пройти 9-тимесячный курс обучения искусству управления гондолой и по итогам сдать непростой экзамен на профпригодность. Кроме того, все желающие заниматься извозом туристов по каналам Венеции, обязаны подтвердить ещё и своё успешное свободное владение английским.

Как правило, профессия эта сугубо мужская, но известны случаи, когда право управлять гондолой получали и женщины. В 2010 году юная Джорджия Босколо – дочь гондольера, продолжила дело своего отца, став первой в современной истории женщиной, управляющей этой традиционной лодкой Венеции. 

Современные гондолы

Процесс изготовления гондолы непростой, поэтому за год создаётся лишь до 20 таких лодок, каждая из которых делается исключительно под заказ. Изготавливают гондолы, как правило, на небольших лодочных верфях Италии. Цена одной такой лодки может составлять до 40-75 тысяч евро.

Современные гондолы Венеции

Один из наиболее престижных таких производителей Венеции – верфь Squero San Trovaso. Сюда нередко организовываются экскурсии, что позволяет воочию полюбоваться, как создаются новые и реставрируются старые гондолы. На этой верфи гондолы до сих пор создаются вручную, исключительно по старинным технологиям и с применением инструментов тех времён. На создание одной такой лодки уходит до 4-х месяцев работы. На другой верфи города - Роберто Трамотина используют и современные инструменты и методы при создании гондол, что позволяет ускорить процесс создания гондолы, уменьшив срок до 2-х месяцев.

В начале сентября в Венеции проходит регата гондол - Regata Storica

Кажется, что гондол в Венеции бесчисленное множество, но на самом деле сейчас насчитывается чуть менее 450 таких лодок, хотя во времена Венецианской республики их было более 7 тысяч. Во всём величие на многочисленные гондолы в Венеции можно полюбоваться в начале сентября. В первую субботу месяца проходит грандиозный парад гондол и гондольеров, совмещаемый с традиционной регатой таких лодок – Regata Storica, которая охватывает маршрут протяжённостью 7 км.



Обсудить статью на форуме

Авторы статьи: Светлана

Метки: дизайн лодок 84 Италия 9 гондола 1 традиционные лодки 8

Понравилась статья? Поделись со своими друзьями

Комментарии 0

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Login via ProBoating

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ

Все статьи и новости
  • 05.08.2017 Дизайн

    Традиционные лодки: лонгтейлы

    Традиционные тайские лодки обладают оригинальной удлинённой конструкцией, за что и получили своё название – лонгтейл, что в переводе с тайского означает «длинный хвост». Подробнее

  • 13.07.2016 Дизайн

    Традиционные лодки: драккары

    Среди традиционных лодок можно выделить как те, что до сих пор эксплуатируются (причём чаще всего как развлечение для желающих экзотики туристов), так и те, что канули в Лету, но возрождаются режиссёрами исторических кинолент и любителями реконструкций прошлого. Подробнее

  • 11.08.2016 Дизайн

    Традиционные лодки: дхони

    Традиционные лодки в современном мире чаще служат экзотическим развлечением для туристов, чем используются по своему первоначальному назначению. Подобная участь постигла арабские доу, тайские лонгтейлы и китайские джонки. Подробнее

  • 13.01.2016 Дизайн

    Традиционные лодки: джонка

    У разных народов существуют свои оригинальные традиционные лодки. В странах Персидского залива это изящные доу, в Средиземноморье – элегантные гулеты, в Таиланде – длиннохвостые лонгтейлы, а у китайцев такой лодкой издавна является джонка. Подробнее