НОВОСТИ И СТАТЬИ >
Дизайн


Винджаммеры

Винджаммеры

Дословно «винджаммер» можно перевести как «выжиматель ветра», но в мореходстве этот термин получил определение крупнейших за всю историю человечества парусников, отличившихся размерами и быстроходностью.

Парусные корабли-великаны

Длина корабля составляла от 100 до 140 метров, что позволяло установить от 3 до 7 мачт с общей площадью парусов 3500-6300 кв.м. Скорость была внушительной: 14-18 узлов, и при этом не тратилось ни грамма топлива.

Началом последнего витка эволюции парусных судов можно считать конец 1870-х годов. Размеры и грузоподъемность кораблей диктовались экономикой и техническим прогрессом: если чайный клипер мог взять на борт 600 т, то винджаммеры без труда перевозили 2000-4000 т. Корпус, как и мачты, парусников делались из стали – это укрепляло конструкцию, снижая её вес относительно деревянных аналогов.

Винджаммеры - парусные корабли-великаны

Открытие в 1869 году Суэцкого канала и появление пароходов значительно ударило по парусному мореходству. Оно свело на нет надобность в чайных клиперах, теперь грузы доставлялись гораздо быстрее и точно по графику. Но крупные корабли по ряду объективных причин все ещё выдерживали конкуренцию с грузовыми пароходами. Малая численность экипажа, использование ветра в качестве движущей силы и большая вместительность трюмов позволили винджаммерам ещё четверть века оставаться востребованными.

Обслуживание парусников и содержание команды стоило немалых средств их владельцам, поэтому они шли на разные ухищрения. На борт устанавливались лебедки с электрическим или паровым двигателем, чтобы упростить работу с парусами и сократить число матросов. К примеру, на четырехмачтовом клипере «Грейт Рипаблик» 1854 года было 115 человек, а на барке с четырьмя мачтами 1904 года - всего 32, при этом на человека приходилось вдвое больше площади парусов. Команду винджаммера составляли курсанты военно-морских училищ, что делало стоимость перевозки грузов значительно меньше. Некоторые романтики и любители ветра даже платили деньги за пребывание в команде.

Исторические парусники - винджаммеры

Корабли имели свою специфику перевозки грузов: во-первых, это были дальние маршруты, которые были не под силу пароходам: Азия, Африка, Австралия, Америка. Во-вторых, парусники транспортировали преимущественно насыпной груз малой стоимости: селитра, руда, гуано, зерно и так далее. В-третьих, маршруты прокладывались с учётом сезонности ветров, их силы и направления. Нередко в погоне за прибылью суда соревновались между собой в скорости, прокладывая путь через опасные области морей. Иногда эти путешествия приводили к крушению корабля, гибели команды и потере груза.

Гонки парусного судостроения

В начале ХХ века дела владельцев парусных судов продвигались достаточно хорошо. Они были полны решительности и оптимизма и собирались конкурировать с пароходными компаниями и дальше. Постройкой кораблей занимались верфи Англии, Германии, США и Франции.

Винджаммеры в гонках парусного судостроения

Самым крупным из построенных человеком винджаммером стал парусник «France 2». Он имел длину 146 метров, 5 мачт, 6350 кв.м. парусов и 10.5 тысяч тонн водоизмещения. Построенный в 1911 году, «France 2» предназначался для перевозки никелевой руды.

Американцы отличились 120-метровой шхуной «Томас У. Лоусон», имеющей рекордное количество мачт - 7, каждая из которых имела высоту 35 метров и весила 20 тонн. Шхуна была оснащена различными техническими средствами и даже телефонной сетью. Правда, судьба её оказалась трагической: из-за навигационной ошибки она закончила свое первое трасатлантическое путешествие на скалах.

Германия стала обладательницей крупнейшего флота винджаммеров

В Англии было построено наибольшее количество судов, но Германия стала обладательницей крупнейшего флота винджаммеров. Некоторые исторические парусники, такие как барк «Седов» и «Крузенштерн» дожили и до наших дней. Реквизированные у страны-агрессора после Второй Мировой, они перешли во флот СССР и теперь используются как учебные суда.

Крах парусного мира

Введение в эксплуатацию в 1914 году Панамского канала значительно снизило рентабельность использования парусных судов. Корабли перебрасывались на другие маршруты, но и там их ожидали неудачи.

Винджаммеры современности

Как ни странно, но главными врагами винджаммеров стали не только пароходы, которые вытесняли парусники на сушу, но и подводные лодки, которые во время Первой Мировой заставили многие корабли покоится на морском дне. Было потоплено более 60 крупных четырехмачтовых судов. Последние из выживших были сняты с эксплуатации после Второй Мировой.

Некоторые парусники стали плавучими музеями или ресторанами, некоторые - учебными судами. Возможно, ещё вернутся времена парусного мореходства и «выжиматели ветра» снова будут украшать океаны, а пока что нам остается лишь заботиться о старожилах винджаммеров и любоваться их величием и красотой.



Обсудить статью на форуме

Авторы статьи: Светлана

Метки: барк «Седов» 2 винджаммеры 3 дизайн лодок 84 исторические парусники 29

Понравилась статья? Поделись со своими друзьями

Комментарии 0

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Login via ProBoating

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ

Все статьи и новости
  • 08.10.2016 Дизайн

    Барк «Крузенштерн»

    Эти подтянутые рослые парни приковали взгляды тысяч гостей и жителей города: по старой русской традиции ровным и четким строем маршировали они по улицам Амстердама. Все, как один, в парадной черной форме при золотых аксельбантах, начищенной до блеска обуви и ослепительно белых фуражках. Подробнее

  • 07.07.2016 Дизайн

    Барк «Седов»

    Величие, стойкость, непреклонность и непобедимость русского флота отражает в себе легендарный барк «Седов». За свою почти вековую историю он заслужил уважение моряков всего мира. Подробнее

  • 26.12.2016 Дизайн

    Парусник Royal Clipper

    Роскошный Royal Clipper является самым большим и быстроходным парусником на планете. Построили судно в 2000 году, а его прообразом стал великолепный корабль Preussen, рассекавший морские волны еще в начале XX столетия. Подробнее

  • 29.05.2017 Дизайн

    Шхуна «Америка»

    Среди самых знаменитых в мире яхт есть одна, история появления которой во многом определила развитие всей отрасли. Это шхуна «Америка», построенная для участия в регате под названием «Кубок 100 гиней». Подробнее