НОВОСТИ И СТАТЬИ >
Люди и море


Френсис Чичестер

Френсис Чичестер

Первым человеком, который обогнул Землю на яхте, стал американец Джошуа Слокам. Это было в 1885 году. Долгое время никто не рисковал повторить подобное. И вот спустя 70 лет англичанин Френсис Чарльз Чичестер рискнул совершить подобное, позволив себе в пути лишь одну остановку.

Бросающий вызов

Френсис прошел кратчайшим, но и самым опасным маршрутом, который использовался клиперами – самыми скоростными из существовавших в то время парусниками. Мыс Доброй Надежды, мыс Горн и мыс Лиуин – все было пройдено, миля за милей и всего с одной остановкой. В августе 1966 г. прозвучал выстрел «на старт», и Чичестер на яхте «Gipsy Moth-IV» отправился в кругосветку, начав свой путь с Сиднея. 225 дней ему понадобилось, чтобы вернуться в Плимут, обогнув всю Землю.

Однако о Френсисе Чичестере вспоминают сейчас не только, как о человеке, осуществившем рекордную кругосветку. Есть факты (и факты эти подтверждены), что парусный спорт и море излечили этого человека от ракового заболевания. Но обо всем по порядку.

Вперед к цели всей своей жизни

Сознание Френсиса еще в детстве выдало мысль о кругосветном путешествии. Он еще не знал, как, на чем и каким образом, но мысль глубоко засела в его голове. Пройдя войну летчиком, Френсис стал ловить себя на мысли, что может воплотить свою мечту на самолете. Однако авиакатастрофа, переломанное тело, кома, длительное время в больничной «клетке» надолго отбило охоту не то, что садиться за штурвал самолета, но даже ездить поездами.

Френсис Чичестер - путь из лётчика в яхтсмены

Идея переключиться на яхтинг родилась спонтанно. В 52 года им была приобретена его первая яхта с дурацким, как ему казалось, названием «Флоренск Эдит», предназначенная для дневных морских прогулок. Френсис полностью реконструировал яхту, переименовал ее в «Gipsy Moth II» («Джипси Мот») и стал готовиться к гонкам (интересно то, что название «Gipsy Moth» носил самолет, на котором в самом начале была запланирована кругосветка). Став членом клуба Королевских Океанских Гонок, Чичестер участвовал в каждой из проводимых гонок, но их результаты были неутешительны – каждый раз он приходил в последних рядах. Поразительно, но его это совершено не расстраивало, он относился ко всему, как к обучению и оттачиванию своих практических навыков.

Жена Френсиса не сильно верила в его далеко не безопасную идею о кругосветном путешествии, однако, не смотря ни на что, всячески его поддерживала и подбадривала. Именно благодаря ей родилась новая яхта «Gipsy Moth III», построенная в Ирландии. И первая Трансатлантическая одиночная гонка в 1960 г., в которой участвовали всего 4 яхтсмена, окончилась первой победой Френсиса Чичестера - более 4000 миль было пройдено чуть больше, чем за 40 дней. На тот момент ему было 59 лет.

Следующую Трансатлантическую гонку на «Gipsy Moth III» Френсис не выиграл – победа досталась французу Эрику Табарли. Однако патриотические амбиции британцев были на столько глубоко задеты, что Лорд Далвертон (девичья фамилии матери которого была Чичестер) взял на себя все расходы по созданию новой скороходной яхты для участия в следующей гонке. В марте 1966 г. на воду была спущена новая яхта «Gipsy Moth IV». Именно эта яхта стала самой известной яхтой Чичестера.

Путешествие Френсиса Чичестера на «Gipsy Moth IV»

Историческое событие в виде кругосветного путешествия (которое было впоследствии названо «вояжем века») стартовало в августе 1966 г. – к тому моменту Чичестером было отмечено его 65-летие. Через 108 дней была сделана первая и единственная полуторамесячная остановка в Сиднее, после которой океанский поход был окончен в Плимуте в мае 1967 г. Странным было то, что после финиша Френсис Чичестер не чувствовал никакого внутреннего эмоционального подъема или удовлетворения. Им был пройден такой сложный путь по направлению к осуществлению своей мечты, что, добравшись до нее, он словно поставил воображаемую галочку в списке своих достижений.

Не всегда приговор – приговор!

Откуда у Френсиса Чичестера взялась страшная онкологическая болезнь – точно так и не известно. Сам яхтсмен списывал все на период постройки «Gipsy Moth III» (с начала 1957 г.). Когда снимались старые слои краски, и велась новая покраска, люки были закрыты из-за холода, а вся пыль и химические пары оседали в легких. Плюс все усугублялось страхом, переживаниями, усталостью и волнениями перед предстоящей гонкой. Заработанный плеврит перешел в абсцесс легкого и пневмонию, а еще чуть позже был поставлен страшный диагноз – рак легкого. Было предложено лечь в больницу, чтобы удалить пораженного легкого – другой надежды на жизнь врачи не давали.

Жена была категорически против операции, боясь, что из-за нее Френсис проживет меньше, а она не была готова вот так сразу расстаться с любимым мужем, с которым было столько пройдено. Друзья бодрили Чичестера, на сколько это только было возможно, хотя по их глазам было понятно, что на каждой встрече они смотрели, словно видели его в последний раз.

Френсис Чичестер - легендарная личность в мире яхтинга

Френсис Чичестер решил выйти в море, когда врачи оставляли ему жить не больше месяца. В самый разгар болезни клуб Королевских Океанских Гонок разместил объявления об очередной гонке через Атлантику среди одиночек. В день, когда Френсис должен был отправиться в хоспис, он решил изменить свою судьбу, отправившись в океаническую гонку. Кто бы мог подумать, что за 20 дней пребывания в море здоровье стало улучшаться! 

Сам Френсис говорил, что смерть отпустила его, когда он перестал ее бояться. Дома, в больнице все его мысли были только о смерти, а в море он думал только гонке, о работе яхты, о выживании в шторм, о работе с парусами – не было даже намека на смерть. Он забыл о смерти, поэтому и смерть о нем перестала вспоминать. Болезнь действительно отступила, хоть в это сложно было поверить не только родным, но и всем врачам, которые были на 100% уверены в своем диагнозе.

Гонки со старостью

Френсис Чичестер никогда не думал о своем возрасте. В голове всегда мелькали две мысли – какой-нибудь выдуманный им очередной рекорд и фраза: «Я смогу!». Он мчал наперегонки со старостью, он боялся не успеть выжать из себя максимум способностей и рекордов до того, как ему будут отведены последние часы жизни из-за возраста. Он всегда говорил, что море – это его жизненные силы и душевная молодость.

Путешествие Френсиса Чичестера на «Gipsy Moth V»

Была построена «Gipsy Moth V», и в свои 70 лет Чичестер отправился в свою последнюю трансатлантическую гонку. Последнюю? Да, регата была неимоверно сложной, и морской волк, как его уже прозвали к тому моменту, сошел с дистанции. После его ждал госпиталь, а немногим позже (в августе 1972 г.) Френсис Чичестер тихо ушел… ушел в небеса - туда, откуда, в некотором смысле, он начинал…

Для многих яхтсменов Френсис Чарльз Чичестер до сих пор является символом несгибаемой силы духа и непреклонной целеустремленности. Его бесконечная любовь к морю все так же служит вдохновением для многих ценителей парусного спорта, а совершенное им кругосветное плавание в одиночку до сих пор называется «вояжем века».



Обсудить статью на форуме

Авторы статьи: Светлана

Метки: путешествие 243 парусный спорт 51 яхтинг 66 Френсис Чичестер 1

Понравилась статья? Поделись со своими друзьями

Комментарии 0

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Login via ProBoating

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ

Все статьи и новости
  • 13.11.2016 Люди и море

    Виктор Языков

    Виктор Языков, знаменитый российский яхтсмен, – один из тех немногих людей, кому выпала в жизни завидная возможность оказаться один на один с мудростью природы и победить стихию. Подробнее

  • 23.03.2016 Люди и море

    Кристина Хойновская-Лискевич

    Вопреки бытующему среди моряков мнению, что женщина на корабле - непременно к беде, история показала, что нахождение женщины на борту не только может слаживаться удачно, но порой даже триумфально. Именно такая женщина-триумфатор – полячка Кристина Хойновская-Лискевич. Подробнее

  • 22.02.2017 Люди и море

    Китайский яхтсмен Го Чуань

    Когда-то китайский специалист Го Чуань занимался разработкой и созданием коммерческих спутников. Его работа не имела никакого отношения ни к морю, ни к парусному спорту. В его документах имеется разрешение на управление судами, но не водными, а воздушными. Подробнее

  • 23.02.2017 Путешествия

    Женевское озеро

    Женевское озеро – второе по величине озеро Западной Европы, расположено на территории сразу двух стран – Швейцарии и Франции. Второе название – Леман, дано ему французами. Секретом его популярности является уникальный климат и великолепная природа. Подробнее